Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

12/11/2020

Хэштеги: новое лексическое измерение

Хэштеги — неотъемлемая часть сообщений в социальных сетях и широко используются в поисковых системах. При этом хэштег с точки зрения грамматики может и не быть такой лексической единицей как слово.

Кампания по привлечению широкой аудитории обычно сопровождается запоминающимся хэштегом — #MeToo, #FreeHongKong, #LoveWins, #BlackLivesMatter, #COVID19 and #SupremeCourt (в Рунете большинство английских хэштегов используются в оригинале).

Созданные в 2007 году блогером и сторонником открытого исходного кода Крисом Мессиной (Chris Messina) в твиттере, хэштеги ныне покинули рамки социальных сетей и регулярно появляются в рекламе, на акциях протеста и даже в устной речи (от некоторых хэштегов в русских соцсетях возникают неологизмы, например, «митушницы»).

Но являются ли хэштеги словами в грамматическом смысле? Лингвисты, казалось бы, хорошо знают, что такое «слово». Но когда дело доходит до хэштегов, возникают трудности с определением.

В авторском исследовании, основанном на изучении миллионов новозеландских англоязычных твитов, утверждается, что хэштеги — это в лучшем случае искусственные слова.

Прежде всего, как мы определяем, что то, что мы слышим — слово? Носитель языка, как правило, понимает это интуитивно.

Как англоязычный должен определять словоформы с наращением ‘s (например, speaker’s)? Это одно слово или два?

Обычные люди, скорее всего, воспринимают это как одно слово. Филологи могут утверждать, что это два или, что еще сложнее, 1,5 слова: у вас есть значимое слово и частица «’s» притяжательного падежа. Эта частица технически не является словом, но и не неслово (в грамматике она носит название «клитика»).

Кроме того использование в качестве наглядного обозначения границ слов доступно только письменным языкам. А ведь среди языков Австралии и Океании до сих пор ест ь много бесписьменных (например, в Новой Каледонии).

Фонологические подсказки — акустические «пробелы» или короткие паузы между словами — не более надежны. Многие грамматические единицы, такие как артикли (the, a) и предлоги (to, of, at), используются часто, но обычно они произносятся быстро и без ударения, практически тонут в потоке значимых слов — существительных, глаголов и прилагательных, которые несут основную смысловую нагрузку.

Практически каждый критерий, предложенный для слов, имеет свои проблемы, как это описывают лингвисты Лори Бауэр и Мартин Хаспельмат. Несмотря на кажущуюся очевидность определения того, что есть «слово», лингвистам приходится нелегко.

Есть две основные теории относительно лингвистического статуса хэштегов. Первая теория видит в хэштегах составные слова, то есть два или более известных слова соединяются в одно. В английском языке получившиеся могут быть записаны как одно слово (blackboard, greenhouse), или два слова, разделенные пробелами (bus stop, apple pie), или как слова через дефис (forget-me-not) [В русском составные слова без соединительных гласных пишутся слитно, как коронавирус, или через дефис, как пила-рыба; см. словарь «Слитно? Раздельно? Через дефис?» автора Б. З. Букчиной на нашем сайте]. Вторая теория заключается в том, что хэштеги ؙ— это слова, возникшие в результате совершенно нового процесса, не похожего на все, что мы видели раньше. В этом случае наличествует гораздо более свободный процесс словообразования с меньшими ограничениями. Пока используется символ хэштега и между частями нет пробелов, возможны любые варианты — #lovehashtagging, #lazysundayafternoon, #MāoriLanguageWeek.

Данное исследование опровергает оба этих предложения. Считаем, что хэштеги не относятся к словам и предлагаем писать их так, чтобы они выглядели орфографически как слова, но по сути считались бы особой лексической единицей с расширенной функцией относительно традиционных слов.

Но то, что хэштеги не являются по сути словами, не означает, что они неинтересны с лингвистической точки зрения. Напротив, хэштеги позволяют пользователям Твиттера и других соцсетей выражать себя разными творческими способами, они используются для различных функций, включая юмор и каламбуры.

Например, В Новой Зеландии хэштеги #youknowyoure(a)kiwiwhen или #growingupkiwi используются для самоуничижительного упоминания стереотипных качеств «киви» или ностальгии по детской поре [киви — прозвище новозеландцев].

Хэштеги используются как лозунги. В Новой Зеландии болельщики регби пишут на плакатах хэштег #hakarena, созданный из названия племенного танца маори «хака» и названия популярной латиноамериканской мелодии, которую в англоязычном обществе считают неприличной. [Маори — очень сильные игроки в регби, и болельщики английского происхождения не упускают случая их подколоть].

Анализ хэштегов также показал новые способы использования соцсетями лексических ресурсов разных языков. Гибридные хэштеги, как их назвалит авторы, представляют собой хэштеги, состоящие из одного или нескольких слов из двух разных языков — в нашем случае английского и маори, коренного языка Новой Зеландии. Примеры включают # kiaora4that и #letssharegoodtereostories.

В заключении авторы выражают надежду, что слухи о конце развития языков сильно преувеличены, и язык социальных сетей будет помогать нам в постижении тайны человеческого общения.

Авторы: Андреа Кальюд (Andreea S. Calude); Дэвид Трай (David Trye) [Новая Зеландия, университет Вайкато]


https://theconversation.com/hashtags-may-not-be-words-grammatically-speaking-but-they-help-spread-a-message-133045